Парвовирусный энтерит — опасное инфекционное заболевание

Это опасное инфекционное заболевание, которое очень сильно истощает собачий организм и может даже привести к смерти питомца.

Геном представлен односпиральной линейной молекулой ДНК маленького диаметра (25 нм). Репликация вируса происходит в ядрах клеток, требует быстрого деления клеток, связывается с внутриядерными включениями. Очень устойчив в окружающей среде.

PARVOVIRUS:

- Панлейкопения кошек

- Парвовирус енотов

- Парвовирус собак

- Энтерит норок

Возбудитель:

Возбудитель CPV по свойствам близок FPV и является его мутантной формой. Между ними нет физико-химических различий, однако они отличаются по чувствительности к ним клеточных систем и по гемагглютинирующей активности. Так, CPV размножается в культурах клеток собак и кошек, а FPV (панлейкопении кошек) — только в культурах клеток кошек.

В 1970-х гг. FPV стала причиной возникновения острого энтерита у собак.

В 1980-х гг. выявили 2 типа – CPV-2a и CPV-2b.

В 2000-х гг. обнаружен 3 тип CPV-2с, но он задокументирован только в Италии.

Патогенез:

Заражение ороназальным путем через контаминированные фекалии;

Инкубационный период 4-14 дней;

Репликация вируса в быстроделящихся клетках, в частности лимфоидная ткань ротоглотка, мезентериальные лимфатические узлы и тимус;

Выраженная виремия в плазме - в течение 1-5 дней после заражения (вирус попадает в системный кровоток):

- локализация в криптах кишечных ворсинок;

- некротизация и несостоятельность данных клеток;

-нарушение всасывания, синтеза ферментов.

Нарушение целостности гематогенного барьера. Происходит попадание грам- бактерий и анаэробов, что приводит к развитию вторичной бактеремии.

Вторичная бактеремия:

сепсис;

системное воспаление;

органная дисфункция;

нарушение коагуляции – ДВС-синдром;

Важно знать про МИОКАРДИТ!

Внезапно погибшие щенки в возрасте 3-4 недель (без проявления нарушений ЖКТ).

Может быть отсроченный и погибнуть через несколько месяцев.

1-3 лет. возраст собак – обнаружен миокардит. Следует задуматься: «А не был ли парвовирус в анамнезе?»

Начальные признаки:

Лихорадка;

Анорексия – отсутствие аппетита;

Угнетение;

Рвота и кровянистая диарея возникают в течение 2-4 дней после появления угнетения.

Кто входит в группу повышенного риска:

Собаки младше 6 месяцев;

Ротвейлеры, доберманы пинчеры и стаффордширские терьеры;

Парвовирусный энтерит у щенят и взрослых собак может протекать в разной форме. Болезнь делят на несколько групп:

- Кишечная форма;

- Сердечная форма;

- Смешанная форма.

Физикальный осмотр:

В результате рвоты и диареи – обезвоживание и плохая перфузия (СНК > 2 сек).

В тяжелых случаях отмечается шок, вынужденное лежащее положение и ступор / комма из-за потери жидкости, сепсиса и / или гипогликемии.

Пальпация живота выявляет петли кишечника, наполненные газом / жидкостью, и / или болезненность. Очень важно исключить у таких щенков наличие инородного предмета или инвагинацию.

ДИАГНОСТИКА

1. Клиниче ские признаки с анамнезом неполного курса вакцинации повышают индекс подозрения. ПВС может возникать у полностью вакцинированных собак, особенно если последняя вакцинация была проведена до 4-5 мес. Возраста.

2. Иммуноферментное исследование в свежей пробе кала (тестовая система):

- Быстрая диагностика на «месте»

- Высокочувствительный и специфичный

НО:

слабо «+» результат – через 5-15 дней после вакцинации вакциной на основе живого аттенуированного вируса (ложно «+»)

Ложно «-» обусловлен:

Если анализ проводят слишком рано, до начала выделения вируса с фекалиями (обычно, когда у щенков анорексия, угнетение, рвота), никаких вирусных антигенов не обнаруживается.

Если имеется кровь в кале, гуморальные антитела могут связывать антиген в фекалиях, приводя к получению ложно«-» результата.

3. ПЦР диагностика (смыв / кал)

4. Общеклинический анализ крови:

Лейкопения (заметное снижение общего количества лейкоцитов у тяжело пораженных собак):

У большинства собак вначале развивается лимфопения вследствие прямого лизиса во время стадии виремии через 5-7 дней после контакта с возбудителем.

У тяжелобольных собак за лимфопенией следует сильная нейтропения вследствие периферического потребления лейкоцитов (ЖКТ) или разрушения стволовых клеток (быстроделящихся клеток) в костном мозге.

Общее количество лейкоцитов может быть нормальным у некоторых животных при первичном приеме, но обычно снижается довольно сильно, когда развиваются признаки тяжелого поражения ЖКТ.

5. Гипонатриемия, гипохлоремия и гипокалиемия – за счет потерь через ЖКТ и сниженное потребление.

6. Гипогликемия часто отмечается у маленьких щенков из-за незрелости ферментной системы, сепсиса, неадекватных запасов гликогена и сниженного потребления калорий.

7. Исследование фекалий флотационным методом / нативного мазка – сопутствующая паразитарная инвазия.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

Убеждаемся, что собака больна не сальмонеллезом, ротавирусом, коронавирусом и другими инфекционными болезнями.

Исключаем непроходимость ЖКТ.

Исключаем системные заболевания, например, такие как острая печеночная недостаточность или панкреатит.

Проверяем, нет ли отравления ядами и токсинами.

ЛЕЧЕНИЕ

После постановки диагноза парвовирусный энтерит приступаем к лечению.

5 основных

Инфузионная терапия;

Антибиотики;

Противорвотные;

Анальгетическая терапия;

Энтеральное питание.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

После выздоровления – карантин 14 дней. Изолируем от других животных.

В течение 10 дней вирус выделяется с фекалиями.

В течения ряда недель обнаруживается ДНК, но не ясно представляет это опасность или нет.

Лучший дезинфектант – отбеливатель (1 часть на 30 частей воды. Экспозиция не менее 10 мин). Все, что можно выбросить, лучше выбросить.

Если вы заподозрили у своего питомца это опасное инфекционное заболевание, без промедлений обращайтесь в ветеринарную! В нашей клинике работает специальное инфекционное отделение, руководит которым Айжан Кайранова, ветеринарный врач ОРИТ, анестезиолог–реаниматолог. Специалисты этого блока оказывают профессиональную помощь питомцам, подозрительным по заразным заболеваниям. Питомец постоянно находится под врачебным наблюдением.