Лимфома у животных

В классическом понимании, раковые (онкологические) патологии – это всегда какая-то одна большая опухоль, которая на конечных этапах может метастазировать (т.е. иметь возможность распространяться) во все органы и ткани.

Лимфома – одно из немногих злокачественных заболеваний, которое может не иметь одного чёткого очага и не иметь каких-либо характерных симптомов. Поэтому, и для врача общей практики, да и для онколога бывает затруднительно объяснить владельцу животного, в чём именно заключается суть патологии. Но, давайте попробуем разобрать этот вопрос, ведь, скорее всего, на страницу с этой статьёй Вас привёл серьёзный диагноз, поставленный Вашему питомцу.

Лимфома – группа заболеваний, характеризующихся увеличением лимфатических узлов и/или поражением внутренних органов (одного или нескольких), в которых происходит бесконтрольное накопление лимфоцитов. При этом заболевании изменённые лимфоидные клетки проникают в различные части тканей по всему организму через систему лимфатических сосудов и узлов, поэтому патологический объём опухолевой ткани фактически может быть обнаружен где угодно в организме животных. Болеют чаще либо очень молодые животные, либо старше 8 лет.

Лимфома у кошек

Среди пациентов онколога с лимфомой чаще наблюдаются кошки. У кошек вообще эта разновидность заболеваний – вторая по частоте встречаемости среди всех онкологических болезней. У собак – третья по частоте встречаемости. Причина, вероятно, кроется к восприимчивости кошек к онкогенным вирусам иммунодефицита и лейкемии кошек. Собаки данным вирусным патологиям не подвержены.

К пациентам, находящимся в группе риска, относятся невакцинированные, бесконтрольно гуляющие на улице домашние коты и кошки. Дело в том, что один из главных способов передачи этих вирусов – через покусы. Но лимфома может возникнуть не только по причине наличия вирусов в организме кошки, но и являться самостоятельным незаразным заболеванием.

Признаки лимфомы

Если говорить о клинических проявлениях, самыми распространёнными признаками лимфомы у собак будут являться увеличенные поверхностные лимфоузлы – иногда только в нижнечелюстной области, иногда только в области паха, а иногда и все поверхностные лимфоузлы будут значительно увеличены. Обычно, владельцам не представляет затруднений это увидеть. У кошек всё не так однозначно – лимфома у них чаще любит проявиться в желудочно-кишечного тракте, поэтому заподозрить её владелец может, если у кошки наблюдается хроническая диарея (иногда и хроническая рвота). Лимфома у кошки так же может «поселиться» в носу, в грудной полости, реже – в других органах и тканях.

Диагностика

Для выявления опухоли, определения её размеров и локализации применяются различные способы визуальной диагностики – рентген, УЗИ, компьютерная и магнитно-резонансная томография, эндоскопия (безусловно, необходимость и оправданность этих методов определяет лечащий врач). Чтобы подтвердить наши предположения относительно лимфомы, необходимо либо взять кусочек изменённой ткани, либо получить из него несколько клеток для морфологического анализа – без этого невозможно поставить окончательный диагноз.

Лечение лимфомы у собак и кошек

Важно понимать, что лимфома – системное заболевание. И даже если мы видим только один чётко сформированный очаг у нашего пациента, хирургическое лечение питомца не вылечит. Лимфома лечится и контролируется при помощи химиотерапии. Это не означает, что при лимфомах никогда не следует прибегать к операции. Например, пациенту с лимфомой кишечника, которая практически полностью закрывает просвет кишечника, операция будет показана для того, чтобы пища могла эвакуироваться по желудочно-кишечному тракту, но без последующей химиотерапии, с огромной долей вероятности случится рецидив заболевания.

Протоколов химиотерапевтического лечения лимфом – сотни. Ни один из них не является золотым стандартом в онкологии.

Химиотерапия переносится подавляющим большинством наших пациентов достаточно хорошо. Менее чем у ¼ собак и кошек в принципе возникают побочные эффекты, такие как рвота/диарея. Менее чем у 5% пациентов, правда, могут отмечаться тяжёлые проявления, требующие госпитализации. Менее чем 0,1 % могут потерять шерсть.

Важно понимать, что лимфома, в большинстве своём – неизлечимая болезнь, проявления которой можно стараться контролировать совместно с врачом-онкологом.

Мерами профилактики этого заболевания у кошек являются своевременные вакцинации, в том числе от онкогенного вируса. Для собак профилактики, к сожалению, не придумано.