Top.Mail.Ru
Как снизить стресс у питомца при походе в ветеринарную клинику

Как снизить стресс у питомца при походе в ветеринарную клинику

Согласно результатам исследования, проведенного в 2011 компанией Bayer, в котором изучались вопросы ветеринарного обслуживания (спонсор Bayer Health Care LLC, Animal Health), основной причиной, по которой владельцы не хотят приводить своих животных на прием в ветеринарную клинику, является то, что данные визиты представляют собой неприятный опыт, переживаемый как хозяевами, так и их животными.

58% владельцев кошек и 37,5% владельцев собак сообщают о том, что ненавидят ходить в ветеринарную клинику. 37,6% владельцев кошек и 26,2% собак испытывают стресс при одной мысли о посещении ветеринарной клиники. 39,4% владельцев кошек и 23,7% владельцев собак посещают ветеринарную клинику только тогда, когда их животное болеет.

Зачастую, наши пациенты - собаки или кошки ощущают беспокойство еще до прибытия в ветеринарную клинику, а к началу приема в кабинете ветеринарного врача уже испытывают сильный стресс. Например, некоторых кошек необходимо ловить и насильно помещать в переноску, при этом на приеме кошка начинает шипеть и пытается атаковать еще до начала каких-либо манипуляций. Аналогично, у собаки, которая редко путешествует в машине, могут наблюдаться такие проявления, как хождение туда-сюда, испражнение в ненадлежащих местах, скуление и лай, вызванные стрессом, а когда это сочетается со страхом перед незнакомыми собаками и людьми, результатом может быть агрессивное поведение.

Контркондиционирование и десенситизация в отношении переноски или поездок в автомобиле

Что это за сложные термины?

Основой процесса обучения животных восприятию неприятного события (стрижка когтей в клинике) в качестве приятного события является связывание их с чем-либо, уже вызывающим приятные ощущения, например, с едой.

При этом используется метод называемый контркондиционированием (КК), поскольку он позволяет разрушить ранее сформировавшуюся ассоциацию, такую как страх по отношению к месту, врачам или щипцов для стрижки когтей. Как правило, также требуется проведение десенситизации (ДС). Иными словами, мы не можем просто привести животное в клинику, взять его на руки, занести щипцы над лапкой и в этот момент дать ему корм, поскольку он будет слишком напуган или в состоянии стресса, чтобы поесть. Мы уверены, каждый владелец замечал за свои питомцем подобное.

Лучше всего приучать питомца к посещению клиники с детства. Особенно это касается собак. Для начала стоит заходить в клинику просто так, во время прогулки. Дать возможность питомцу получить социальные контакты – пообщаться с сотрудниками клиники, привыкнуть к запахам, свету, разным звукам. Самое главное – получить положительное подкрепление при посещении клиники без причины – «вкусняшку» или игрушку.

Распространенным заблуждением в отношении ДС/КК является то, что данный процесс может занять много времени. Если эта процедура проводится систематически и при наличии соответствующего навыка, результаты могут быть получены очень быстро. Например, приучение кошки к переноске (боязнь переноски может быть серьезной проблемой для владельцев кошек) обычно занимает менее одной недели.

Собаки, которые они могут кусаться, должны быть приучены к ношению намордника, а также специального воротника с ранних лет, который позволит владельцу лучше контролировать нежелательное поведение. Однако это возможно сделать и во взрослом возрасте! Главное – захотеть.

Не следует «знакомить» собак с кошками, которые находятся в холе, ожидая приема. Даже через сетку переноски испуганная кошка может поранить собаку. Не забывайте, что помимо зубов, у кошки имеются 4 набора опасных и острых когтей.

Все кошки должны находиться в переносках; собаки – в ошейнике/шлейке и на поводке.

По возможности оставьте детей дома, в ветеринарной клинике ребенок может увидеть то, что ему видеть не следует (тяжелобольные животные, кровь и т.д.). Животное в клинике находится в сильном стрессе. Ребенок по незнанию, погладив чужое животное рискует быть укушенным.

Также важна спокойная обстановка при ожидании приема и непосредственно на приеме. Постарайтесь говорить не громко, и отключить звук у мобильного телефона. Резкие звуки пугают животных.

В сети киник «Астин» предусмотрены:

  • отдельные зоны ожидания для собак и кошек;
  • в каждом кабинете, холле, стационаре находятся специальные феромоны, которые минимизируют стресс у животных;
  • для кошек важен визуальный контакт – для его минимизации в зонах ожидания можно найти специальные пледы, которыми лучше укрыть переноску с кошкой;
  • в стационарах наших клиник мы поддерживаем полумрак, все беседы проводятся на полтона ниже, чем в привычных обстоятельствах, а в колонках играет специализированная успокаивающая музыка для животных;
  • мы используем техники минимизации TTouch и «обнимательные обертывания»– массажные круговые движения для животных в стационарном отделении;
  • в каждом кабинете у нас находятся три типа «вкусняшек» для наших четвероногих гурманов

Информация взята из EJCAP 24(3) Special issue, Снижение уровня стресса, профилактика и купирование агрессии, вызванной страхом, в условиях ветеринарных клиник. Автор Sophia Yin, DVM, MS1